Суббота, 20.04.2024, 16:09
Приветствую Вас Гость | RSS

               Сайт учителя химии и биологии 
      Епифановой Светланы Александровны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа по биологии 5 класс
[ Скачать с сервера (907.5 Kb) ] 06.09.2015, 11:55

Содержание учебного курса «Биология, 5 класс»

(35 часов, 1-час в неделю).

 

                                             Биология  –  наука о живом мире   (9 ч)

      

        Человек и природа. Живые организмы – важная часть  природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства.  Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

     Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие,  размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов,  обеспечивающая жизнедеятельность организма как  единого  целого.

     Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение,     описание, измерение, эксперимент. Использование  сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная,   микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

       Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их  значение для клетки и организма.  Органические вещества клетки, их значение для  жизни организма и клетки

         Основные процессы, присущие   живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала   дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы.

         Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

 

Методы изучения живых организмов: наблюдение,  измерение, эксперимент

Экскурсия «Живая  и неживая природа»

Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов» 

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»

Практическая работа №1: обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира.

 

                                      Многообразие живых организмов     (11 ч)

 

          Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов,  растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни:  их строение,  значение  и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

           Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в

атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

                  Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений  на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи,  папоротники. Строение растений. Корень  и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

                Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека.  Зависимость от окружающей среды.

       Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и  животных. Строение  тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами.  Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза). Строение шляпочных грибов.  Плесневые грибы, их использование  в здравоохранении (антибиотик пенициллин).  Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в   хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу.  Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни  человека

                Общая характеристика лишайников.  Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и  жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

                  Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека.  Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

 Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа № 4.  «Наблюдение за передвижением животных».

Практическая работа №1 «Уход за комнатными растениями»

 

                                           Жизнь организмов на планете Земля     (8 ч)

 

             Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на  планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни

               Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

               Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов  к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных,   яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений

               Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители  органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

              Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели.  Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

              Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты.  Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к  условиям обитания.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

 

                                               Человек на планете Земля      (5 ч)

 

                 Когда и где появился человек. Предки Человека разумного.  Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

                   Изменение человеком  окружающей  среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы 

                   Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений.  Виды, находящиеся  на грани исчезновения.  Проявление современным человечеством  заботы о живом мире. Заповедники,                                   Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

                     Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях

 

Итоговая контрольная работа (1 ч)

                 Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето.

 

Экскурсия «Многообразие живого мира». Задание на лето (1 ч)

Категория: Мои файлы | Добавил: lanaepifanova71
Просмотров: 1038 | Загрузок: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Полезные сайты

Епифанова Светлана © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz